Головна » Статті » Канони » Акафісти, молебни...

Введение во Храм Пресвятой Богородицы



4 декабря Русская Православная Церковь празднует Введение Пресвятой Богородицы во храм.

О событии, празднуемом сегодня Православной Церковью можно говорить как о символе, предзнаменовании, божественном намеке на великое грядущее событие Рождества Христова. Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести - войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых». Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью.

Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святое святых» было вопиющим нарушением закона благочестия древних иудеев, сам Захария - священник, сделавший это, - имел право заходить эту часть храма только раз в году.

Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, - она исчезла.

Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.

Здесь, как и во многих других случаях, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий. Вот что говорят об этом отцы Церкви. То, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим. И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.

Удивительно, что родители Марии - святые Иоаким и Анна, были настолько сильны в борьбе с эгоизмом, что не сомневаясь исполнили обет и посвятили столько долгожданного ребенка Богу.

Храм продолжал оставаться центром всей духовной жизни израильского народа. Кроме священников и других служителей при храме жили назореи - мужчины и женщины, давшие обет служения Богу. Они воздерживались от употребления опьяняющих напитков, не стригли волос, выполняли посильную работу в храме и получали необходимое пропитание. Обыкновенно назорейство принималось добровольно по разным побуждениям и продолжалось какое-то заранее определенное время.

По прошествии же срока обета назореи приносили жертву Богу, стригли волосы и возвращались в свои семейства. Но иногда обет назорейства давали родители за своих детей, особенно если эти дети были долгожданные и о появлении их на свет горячо молились.

Так было и с Девой Марией. Она была обещана, посвящена Богу еще до Своего рождения. Она едва научилась говорить, была слишком мала для глубокого понимания предметов веры, но в ней была неподдельная тяга к пребыванию в храме с Богом. По выражению святых отцов Церкви, Богоотроковица «младенчествовала плотью, но была совершенна душою», «трилетствовала телом и многолетствовала духом». По тому-то святые родители, несмотря на то, что Мария была вымоленным ребенком, отдали ее в Храм в три года.

Предание повествует, что в Назарете к обряду посвящения приглашены были все родственники и знакомые родителей Богородицы. Торжественно украшенная процессия, сопровождавшая девочку Марию, двинулась из Назарета в Иерусалим: впереди шествовали с зажженными свечами, напоминая великолепный звездный круг, юные девушки, поющие псалмы Давида, за ними Иоаким и Анна, которые вели за руки свою Дочь. Замыкали процессию родные и знакомые.

Три дня с краткими остановками для отдыха двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь - радость и веселие мира». И первосвященник принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя». И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать.

«Пречистый храм Спасов сегодня вводится в Дом Господень», и в этом введении раскрывается как бы главный смысл ветхозаветного храма и совершается его преодоление - введение во храм знаменует завершение Иерусалимского храма как места обитания Бога.

В пустующее Святое Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу - плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм приходится на начало Рождественского поста, начиная с праздничной службы под Введение в храме начинают звучать рождественские песнопения, готовящие молящихся к радостной встрече с Младенцем Христом.

Тропарь, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4:
Пречистый храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия, / днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, / Яже в Дусе Божественном, / Юже воспевают Ангели Божии: / Сия есть селение Небесное.


Категорія: Акафісти, молебни... | Додав: ToBi (23 Вересня 2009) <---->Переглядів: 1055