Головна » Статті » Правила » Церковні правила

Пост и правила.


Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно. Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности. Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности - мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное. Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие. Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории - на исцеление тела. Время поста - это время особенно важное для духовной жизни, это "время благоприятное, это день спасения" (2 Кор. 6, 2). Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста. Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: "Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста" (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел). О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: "Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело". Как пишет о. Александр Ельчанинов: "В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу... Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: "постимся, братие, телесно, постимся и духовно". Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение". Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.По словам еп. Германа: "Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями". У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них - изгнание из души своей лукавого духа - древнего змия. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом",- сказал Господь Своим ученикам. Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда "возвратился в силе Духа" (Лк. 4, 14). Как говорит св. Исаак Сириянин: "Пост есть оружие, уготованное Богом... Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается... Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим" (Слово 30). Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений - хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста. Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: "Пост - период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов - усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами". Здесь приложимы слова премудрого Соломона: "Всему свое время и время всякой вещи под небом. ...время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать... время молчать и время говорить" и т.д, (Еккл. 3, 1-7). Всего на Руси издавна соблюдается в течение года четыре многодневных поста и каждый - в строго определенное время. Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи и заканчивается Пасхой, определенной даты его начала нет, так как и Пасха приходится всегда на разные числа месяца - апреля или мая. Петров пост, или пост Святых Апостолов, начинается через 57 дней после Пасхи и заканчивается в день Петра и Павла, 12 июля, имея таким образом, всегда разную протяженность. Успенский двухнедельный пост длится с 14 по 27 августа. Рождественский, или Филиппов, сорокадневный пост— с 28 ноября по 6 января.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
 
Великий пост, начинаясь за 49 дней до Пасхи, длится 40 дней, а затем к нему присовокупляются еще восемь постных дней - Лазарева суббота. Вербное воскресенье и шесть дней Страстной недели: Страстная неделя - это неделя, когда Христос претерпел наибольшие страдания, или, как говорили раньше, «страсти». В пятницу Страстной недели Христос взошел на Голгофу и был распят на кресте. Собственно, весь Великий пост проводится именно в знак скорби по распятому Христу, в знак единения с ним, в знак того, что мы осознали свои ошибки, покаялись в своих грехах и готовы быть вместе с Христом в его страданиях, быть с ним, а не с теми, кто распял его. Вот какой огромный смысл несет в себе Великий пост! Таким образом мы подтверждаем, что не отрекаемся от Бога даже в самые тяжелые минуты, мы всегда с ним, не только в радости, но и в горе. Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью. В течение этой недели ограничения в потреблении пищи максимальные. Еще в XIV веке в Великопостном уставе были закреплены очень строгие правила этого поста. В наше время правила для мирян, то есть людей, не имеющих отношения к монашеству и церкви, стали менее строгими. И все же познакомимся с первоисточником - с теми правилами, которые вводились для Великого поста изначально.
Первые два дня рекомендуется обходиться без пищи вообще, допустимо лишь пить воду - то есть это два дня полного голодания (и эти рекомендации сохраняются до сих пор). В остальные дни первой недели по пятницу включительно полагалось есть только хлеб и невареную растительную пищу (сырые овощи), да и то один раз в день - вечером. В субботу и воскресенье допустимы были вареные овощи с растительным маслом, а также небольшое количество виноградного вина крепостью не более семи градусов. Далее, со второй по шестую неделю включительно, питаться полагалось по той же схеме: с понедельника по пятницу - сырые овощи с хлебом и вода, в субботу и воскресенье - вареные овощи с растительным маслом и вино. В первые три дня Страстной недели постились так же - то есть употребляли один раз в день сырые овощи с хлебом и воду. В четверг этой недели позволялись вареные овощи с растительным маслом и вино. В Страстную пятницу предписывалось ничего не есть, как и в Великую субботу, накануне Пасхи, когда только в третьем часу ночи позволялось немного хлеба с водой. Таким образом, в Великий прет кроме овощей и хлеба практически ничего не ели, исключение составляли лишь два дня - праздник Благовещения и Вербное воскресенье, когда дозволялась рыба. В наши дни правила для мирских людей не так строги. Во все недели поста, кроме первой, четвертой и седьмой, позволяется есть даже рыбу. Но все же надо помнить, что основным блюдом в Великий пост являются овощи, и постараться не злоупотреблять другой пищей.
 
ПЕТРОВ ПОСТ
 
Петров пост, или пост Святых Апостолов, идет вслед за Великим, начинаясь на 58-й день после Пасхи и продолжаясь до 12 июля - дня святых апостолов Петра и Павла. На первый взгляд введение этого поста кажется странным - ведь только что прошли восемь недель после Пасхи, напоминающие о самых радостных для христиан днях, о Светлом Христовом Воскресении, о сорокадневном пребывании воскресшего Христа на земле, о Вознесении его на небеса и, наконец, о сошествии Святого Духа, которое и положило начало христианской церкви. Казалось бы, вся боль, все страдания остались далеко позади вместе с днями Великого поста, и теперь лишь радость должна наполнять сердце. Но в реальной жизни все оказывается не так. Да, радости от единения с Богом всегда есть место в сердце - но нельзя забывать и о том, какие страшные испытания приходились на долю тех первых приверженцев христианства, которые были готовы претерпеть любые муки и лишения за открывшуюся им истину, принесенную на землю Христом. После Вознесения Христа множество мучеников на земле продолжили его дело. Первым из них был архидиакон Стефан, которого иудейский совет осудил к побитию камнями. Первого епископа Иерусалима, главу Иерусалимской церкви Иакова сбросили с крыши, а затем также забросали камнями. Много тысяч первых христиан по приказу римского императора Нерона были сожжены, распяты, растерзаны дикими зверями...Кровью мучеников утверждалось христианство на земле. Среди этих жертв и апостолы Петр и Павел. Оба они были казнены в Риме за проповедь слова Божия. Именно об их страданиях и напоминает нам Петров пост, предваряющий день памяти святых апостолов Петра и Павла. Но этот пост - не только напоминание о страданиях первых христиан. Это еще и предупреждение о том, что никогда нельзя забывать о любви к Богу, никогда нельзя возвращаться к прежним грехам. Если мы решили, что все грехи искупили Великим постом, а теперь можно вести прежнюю неправедную жизнь - то грош цена такому посту. Петров пост как бы предупреждает нас об опасности возвращения к прежней греховной жизни, снова призывает нас к силе духа и внутренней самодисциплине. И все же Петров пост - очень мягкий и щадящий. Во все дни недели, кроме понедельника, среды и пятницы, можно употреблять в пищу все, кроме мяса, яиц и молочных продуктов, - то есть допустимы любые блюда из рыбы и морепродуктов, овощи, фрукты, орехи, блюда из круп и муки, растительное масло. И только в понедельник, среду и пятницу рыба и растительное масло исключаются.
 
УСПЕНСКИЙ ПОСТ
 
Успенский пост, с 14-го по 27 августа, предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходящийся на 28 августа. Успение - это кончина, окончание земной жизни Богородицы. И Успенский пост - это прощание с нею. Но все же надо знать, что Богоматерь, даже преставившись к жизни небесной, не оставила людей, ведь уже через три дня после Успения она предстала перед апостолами со словами: «Радуйтесь, я с вами во все дни». И с тех пор она навеки остается нашей заступницей перед Богом, и к ней мы обращаемся с просьбой молиться за нас перед ее сыном. Успенский пост достаточно строгий, рыбу разрешается есть только в праздник Преображения Господня, 19 августа, а растительным маслом сдабривать овощные блюда можно лишь по субботам и воскресеньям. Но Успенский пост переносится легко, во-первых, потому, что он короткий, а во-вторых, потому, что приходится на август - время изобилия овощей и фруктов и начало грибной поры.
 
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
 
Рождественский пост длится ровно 40 дней - с 28 ноября по 6 января включительно. Накануне, 27 ноября, отмечается день святого Филиппа, поэтому этот пост называют еще и Филипповским. Рождественский пост отмечен радостью, а не печалью, как Великий. Ведь он весь пронизан предощущением Рождества Иисуса Христа, прихода на землю Сына Божьего. Зачем же тогда поститься, спросите вы, надо бы, наоборот, праздновать, радоваться! Вот что говорил об этом, к примеру, архиепископ Иннокентий (Борисов): «Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Ему дары, и мы должны прийти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь». Но поскольку Рождественский пост все же радостный, то он, конечно, далеко не так строг, как Великий. Ограничения в питании такие же, как и на Петров пост, вот только после праздника святителя Николая 19 декабря рыба разрешается уже лишь в субботу и воскресенье. Но вот последние пять дней Рождественского поста являются очень строгими. Со 2-го по 5 января включительно полагается есть лишь один раз в сутки, вечером, причем самую простую пищу из растительных продуктов. А 6 января, накануне Рождества, полагается полностью отказаться от пищи до появления в небе первой звезды - в память о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа. Сразу после появления первой звезды разрешается постная каша на воде, можно с добавлением меда, - сочиво. Именно поэтому день накануне Рождества Христова называется Сочельником. Вы видите, как мудро выстроена вся система православных постов. Дни радости и веселья сменяются временем воздержания, смирения, жизни в строгости и чистоте душевной, за днями поста снова следуют праздники. Именно такой образ жизни давал нашим православным предкам здоровье - и душевное, и физическое. То, чего так не хватает сегодня нам. В заключение хочется привести слова Иоанна Златоуста: «Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда... Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия». Пост очищает и обновляет души человеческие, вызывая в них стремление к покаянию. Пост испытывает силу нашего духа. А можешь ли, а устоишь ли? И если вам удастся устоять, не нарушить пост, провести хоть какой-то отрезок времени в терпении и смирении (а это в наше время очень трудно сделать), то вам откроется внутренний свет, жизнь не будет казаться такой тягостной и страшной, вы найдете в ней свое место.


Категорія: Церковні правила | Додав: frend90 (10 Жовтень 2010) <---->Переглядів: 2226